П А М Я Т К А

Название
Памятка водителю газобаллонных автотранспортных средств (ГБТС)

Памятка водителю газобаллонных автотранспортных средств (ГБТС)

П А М Я Т К А

 

водителю газобаллонных автотранспортных средств (ГБТС),

использующих в качестве моторного топлива

газ сжиженный нефтяной   (ГСН)

 

На Ваше автотранспортное средство (АТС) установлено газобаллонное оборудование (ГБО) производства фирмы LOVATO., Италия, работающем под рабочим давлением 16 кгс/см2, эксплуатация которого должна осуществляться в соответствии с руководством по эксплуатации  , основные положения которого изложены ниже.

При установке на АТС газобаллонное оборудование, по сравнению с работой на бензине, обеспечивает:

·          снижение выбросов вредных веществ с отработавшими газами в                                                  1,5...1,75 раза;

·          снижение расхода  моторного масла на 25...30%;

·          повышение моторесурса двигателя на 40...50%;

·          улучшение ездовых  качеств  автомобиля;

·          полноценная работа на бензине сохраняется.

При работе АТС на газе расход топлива увеличивается на 15-20% относительно бензина на 100 км пробега.

 В состав ГБО входят следующие основные обязательные агрегаты производства  фирмы  LOVATO., имеющие сертификаты соответствия.  

- вынесенный заправочный блок, в конструкции которого обязательно должен быть предусмотрен обратный клапан, препятствующий выбросу газа из системы при отсоединении шланга заправочного устройства АГНС или при аварийном разрыве;

- баллон автомобильный газовый  

- мультиклапан (вспомогательное оборудование газового баллона) представляет собой блок клапанов и контрольных устройств. Для газовых баллонов предусмотрены мультиклапаны с маркировкой «А» и указанием угла поворота горловины баллона от горизонтального положения 200 вверх (что обеспечивает отсечку заправки газом при 80% заполнения баллона жидкой фазой газа). В конструкции мультиклапана обязательно должны  быть предусмотрены клапаны:

·        предохранительный, предназначенный для сброса давления газа

                  из баллона при превышении давления внутри баллона выше

                  рабочего;

·        ограничительный (или скоростной), предназначенный для

                 ограничения выхода газа из баллона при аварийном обрыве

                 трубопровода;  

- газонепроницаемый кожух (или система вентиляции);

- редуктор-испаритель  ;

- газовый дозатор;

- клапан электромагнитный газовый;

 

- клапан электромагнитный бензиновый (имеется устройство принудительного (ручного) открытия);

- смеситель газа

- переключатель вида топлива. Применяются два варианта переключателей (в зависимости от модели редуктора-испарителя).

Вариант 1. Переключатель  вида топлива   предназначен для использования с  редуктором LOVATO вакуумного управления.

Тумблер переключения вида топлива имеет три фиксированных положения:

·         «ГАЗ», при котором электропитание подается  на  электромагнитный  газовый клапан (горит зеленый светодиод марки «G»);

·         нейтральное положение (не маркировано), при котором электропитание не подается ни на один клапан (светодиоды не горят);

·         «БЕНЗИН» - электропитание подается на электромагнитный  бензиновый клапан (горит желтый светодиод  марки «В»).

Тумблер предварительной подачи газа имеет нефиксированное положение, при котором вручную электропитание подается на клапан редуктора, обеспечивая его открытие и предпусковую подачу газа в систему.

 

Вариант 2. Переключатель вида топлива   предназначен для использования с редуктором LOVATO  AUTOMATIC   

Переключатель укомплектован тумблером, который может быть установлен в одном из трех фиксированных положений:

-          положение «ГАЗ» (работа на газе);

-          среднее нейтральное положение «ОТКЛЮЧЕНИЕ БЕНЗИНА И ГАЗА» (поплавковая камера пуста);

-          положение «БЕНЗИН» (работа на бензине).

При переводе работы двигателя с БЕНЗИНА на ГАЗ тумблер переключателя вида топлива поворачивают в среднее нейтральное положение «ОТКЛЮЧЕНИЕ БЕНЗИНА И ГАЗА», и поплавковая камера начнет освобождаться от бензина. При переводе тумблера в положение «ГАЗ» и при включении зажигания при помощи встроенного электронного блока управления происходит временное открытие пускового электромагнитного клапана газа, что облегчает запуск двигателя автомобиля. Время открытия электромагнитного клапана газа регулируется от 0,5 до 4,0 секунд при помощи регулятора, расположенного на задней стенке переключателя вида топлива.

Переключатель вида укомплектован также световыми индикаторами, которые указывают:

-          красный светодиод – работа на БЕНЗИНЕ;

-          желтый светодиод –  работа на ГАЗЕ; открытие пускового газового электромагнитного клапана;

-          красный светодиод – светодиод запаса.

Встроенное предохранительное устройство приводит в действие газовый электромагнитный клапан только при запущенном двигателе, поэтому при прекращении работы двигателя автоматически прекращается подача ГАЗА.

 

 

 

 

1 МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ

                АВТОМОБИЛЯ С ГБО   

 

Для безопасной эксплуатации автомобиля, оборудованного ГБО RIA 0013, необходимо регулярно производить технические осмотры оборудования, выполнять предусмотренные настоящей инструкцией регламентные и, в необходимых случаях, ремонтные работы.

1.1 Предупреждения

1.1.1 Рабочее давление газа в баллоне может изменяться от 0,07 МПа (0,7 кГс/см2) при низких температурах до 1,6 МПа (16 кГс/см2) при высокой температуре. Поэтому эксплуатация автомобиля с ГБО RIA 0013 должна осуществляться строго в соответствии с требованиями настоящей памятки.

1.1.2 Следует обращать особое внимание на герметичность соединений трубопроводов, электромагнитных газовых и бензиновых клапанов, мультиклапана, редуктора-испарителя и надежное крепление газового баллона. Появление утечек при ежедневном осмотре можно обнаружить по запаху, создаваемому одорантом, добавляемым в газ, появлению маслянистого загрязнения в местах утечек газа.

 1.1.3 Не допускается эксплуатация автомобиля на газовом топливе после истечения срока освидетельствования газового баллона. Баллоны подлежат периодическому освидетельствованию в сроки, установленные ПБ 03-576-03 «Правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением» (один раз в два года). Освидетельствование производится на специальных испытательных пунктах, имеющих разрешение местных органов Госгортехнадзора. Дата проверки и клеймо наносятся на пластине, расположенной на обечайке баллона.

1.1.4 Необходимо периодически очищать фильтрующие элементы, чтобы предотвратить повреждения клапанных механизмов механическими примесями.

Для контроля герметичности электромагнитного газового клапана останавливать двигатель следует выключением подачи газа, и только после того, как двигатель заглохнет, выключать зажигание.

1.1.5 Расходный вентиль на мультиклапане необходимо открывать полностью, чтобы избежать торможения газа при проходе через него.

Примечание: Не рекомендуется закрывать расходный вентиль без необходимости. Закрывать его следует при длительной стоянке, при въезде в закрытое помещение, а также в случае неисправности газовой системы. После закрытия расходного вентиля необходимо выработать газ из системы и после остановки двигателя переключить его питание на бензин.

1.1.6 Прежде чем приступить к проверке или ремонту электрооборудования автомобиля, необходимо перевести двигатель на питание бензином и проверить подкапотное пространство на наличие утечки газа.

1.1.7 В случае возникновения на автомобиле пожара необходимо немедленно выключить зажигание, закрыть расходный вентиль на мультиклапане и приступить к тушению пожара.

Автомобиль должен быть укомплектован хладоновым или порошковым огнетушителем емкостью не менее 2-х литров.

1.1.8 Газ пропан-бутан, выходя в атмосферу в виде жидкости, испаряется, интенсивно отнимая тепло от окружающей среды. Попадание струи сжиженного газа на тело человека может вызвать обмораживание.

1.2 Категорически запрещается:

1.2.1 Работа двигателя на газе при неисправном газовом оборудовании.

1.2.2 Ставить автомобиль с неисправным газовым оборудованием в закрытое помещение.

1.2.3 Производить ремонт, замену элементов и агрегатов газового оборудования при наличии газа в системе питания.

1.2.4 Производить выпуск газа из баллона и из системы в закрытом помещении.

1.2.5 Использовать открытое пламя для проверки герметичности соединений или прогрева двигателя в холодное время года.

 

2 ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВТОМОБИЛЯ С ГБО    

 

2.1 Заправка газового баллона

Количество газа в баллоне контролируется с помощью указателя уровня его заполнения, который расположен на мультиклапане и имеет градуировку: 0, 1/2, 1. Перемещение стрелки в красную зону сигнализирует о необходимости заправки баллона газом.

Для заправки газового баллона необходимо отвернуть пыле-грязезащитную пробку вынесенного заправочного блока, предохраняющую от попадания грязи в газовую магистраль, и пристыковать заправочный пистолет. Плавно приоткрывая запорный клапан пистолета, проверить герметичность соединения. При наличии утечки газа закрыть запорный кран, отсоединить и вновь пристыковать заправочный пистолет. Если при этом не будет обеспечена герметичность соединения, необходимо отсоединить заправочный пистолет и обратиться за помощью к оператору газонаполнительной станции.

При заправке газового баллона до максимального уровня происходит автоматическое прекращение подачи газа в результате срабатывания отсечного клапана.

После окончания заправки необходимо закрыть запорный кран заправочного пистолета и осторожно его отстыковать, поскольку в этот момент происходит выброс газа. Заправив баллон, не забудьте завернуть пробку, закрывающую заправочный блок.

В процессе заправки следует контролировать скорость заполнения баллона газом, наблюдая за стрелкой счетчика, установленного на газовой колонке. Если его стрелка перемещается медленно, то это означает, что заправочная магистраль создает повышенное сопротивление. В этом случае  необходимо  проверить  положение  наполнительного вентиля. Если он закрыт или открыт не полностью, его необходимо открыть. 

Примечание: Не рекомендуется закрывать наполнительный вентиль без необходимости.

Если после этого скорость заправки баллона газом не увеличилась, необходимо выработать газ, находящийся в баллоне, и обратиться в специализированную мастерскую для устранения неисправности.

При нормальной работе обратного клапана вынесенного заправочного блока выброс газа при отстыковке заправочного пистолета незначителен. Увеличение выброса означает, что обратный клапан неисправен.

Если после отстыковки заправочного пистолета происходит истечение газа из заправочного блока, то это означает, что неисправным оказался также и обратный клапан в мультиклапане. В этом случае  необходимо  закрыть  заправочный  вентиль на мультиклапане.При обнаружении неисправностей обратных клапанов вынесенного заправочного блока и мультиклапана для их устранения необходимо обратиться в специализированную мастерскую.

2.2 Пуск, остановка двигателя, перевод питания двигателя

                    с одного вида топлива на другое

Пуск прогретого двигателя (температура охлаждающей жидкости равна или больше 400С).

Пуск прогретого двигателя на газе не отличается от пуска двигателя на бензине. Необходимо перевести клавишу переключателя в положение «ГАЗ» и, не трогая педали акселератора, включить стартер на 3…5 с. Если двигатель не запустился с первой или второй попытки, вытянуть рукоятку управления воздушной заслонкой карбюратора на 1/4 ее хода и вновь включить стартер. Как только двигатель начнет работать, убрать рукоятку управления воздушной заслонкой до отказа, одновременно нажимая на педаль акселератора настолько, чтобы двигатель начал устойчиво работать.

 

Пуск холодного двигателя (температура окружающей охлаждающей жидкости ниже 400С).

Пуск холодного двигателя   до 400С производятся на бензине.

 

Остановка двигателя при кратковременной стоянке автомобиля. Остановку двигателя следует производить выключением зажигания. Перед длительной стоянкой (на несколько часов) необходимо выработать жидкую фазу из трубопровода между мультиклапаном и электромагнитным газовым клапаном. Для этого следует закрыть расходный вентиль на мультиклапане и выработать газ из системы до остановки двигателя.

 

Перевод питания двигателя с одного вида топлива на другой. Для перевода питания двигателя с бензина на газ необходимо при работающем двигателе перевести клавишу переключения клапанов в нейтральное положение и выработать бензин из поплавковой камеры. При первых признаках перебоев в работе двигателя перевести клавишу в положение «ГАЗ».

Для перевода питания двигателя с газа на бензин необходимо при работающем двигателе повысить частоту вращения коленчатого вала и перевести клавишу из положения «ГАЗ» в положение «БЕНЗИН».

 

-           

 

3 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

 

Своевременность технического обслуживания ГБО LOVATO  обеспечивает надежную безаварийную эксплуатацию автомобиля, способствует продлению сроков службы его деталей и узлов.

Техническое обслуживание ГБО LOVATO производится с периодичностью, установленной для технического обслуживания автомобиля. Предусмотрены следующие виды обслуживания:

-          ежедневное (Ед);

-          первое (ТО-1) – через 2 тыс. км;

-          второе и последующие (ТО-2) – через каждые 15 тыс. км.

 

Ежедневно необходимо:

-          проверить герметичность газопроводов и узлов газового оборудования (на слух и на наличие запаха).

 

После первых 2000 км пробега после установки ГБО

необходимо:    

-          проверить и, в случае необходимости, подтянуть крепление газового баллона, газопроводов, бензинового и газового электромагнитных клапанов, редуктора-испарителя;

-          проверить герметичность газопроводов и узлов газового оборудования путем обмыливания и, в случае необходимости, устранить утечку газа;

-          проверить герметичность соединения трубки с системой охлаждения двигателя и, в случае необходимости, устранить подтекание охлаждающей жидкости.

 

Через каждые 15 000 км пробега необходимо:

проверить и, в случае необходимости, подтянуть крепление газового баллона, бензинового и газового электромагнитных клапанов, редуктора-испарителя;

-          проверить герметичность газопроводов и узлов газового оборудования путем обмыливания и, в случае необходимости, устранить утечку газа;

-          проверить герметичность соединения трубки с системой охлаждения двигателя и, в случае необходимости, устранить подтекание охлаждающей жидкости;

-          проверить герметичность расходного и наполнительного клапанов мультиклапана в закрытом состоянии и, в случае необходимости, устранить негерметичность;

-          снять газовый электромагнитный клапан, разобрать очистить и заменить газовый фильтр;

-          снять и разобрать вынесенный заправочный блок и очистить от отложений клапан и седло обратного клапана и, в случае необходимости, заменить клапан;

-          проверить срабатывание электромагнитных клапанов: бензинового, газового;

-          отрегулировать минимальную частоту вращения коленчатого вала двигателя на холостом ходу и содержание окиси углерода (СО) и углеводородов (СН) в отработавших газах.

 

4 ХРАНЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ С ГБО   

 

Хранение автомобиля, оборудованного ГБО LOVATO, допускается как на открытых площадках, так и в помещениях (гаражах). Помещения по взрывопожарной и пожарной опасности должны соответствовать категории «В» требований Общесоюзных норм технического проектирования «Определение категорий помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности» ОТП 24-86.

При хранении автомобиля на открытой площадке останавливать двигатель следует выключением газового клапана.

При хранении автомобиля в закрытом помещении необходимо соблюдать следующий порядок въезда и выезда:

перед въездом в гараж перекрыть заправочный и расходный вентили на мультиклапане, выработать газ из системы до остановки двигателя, запустить двигатель на бензине и все перемещения внутри гаража осуществлять только на бензине;

-          при выезде из гаража запустить двигатель на бензине, перевести двигатель на газ после выезда из помещения;

-          внутри гаража запрещается открывать вентили баллоны и запускать двигатель на газе. 

 

6 ХАРАКТЕРНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ   ГБО   

                    И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ

 

Неисправность

Причина

Порядок устранения

Газ не поступает в двигатель или поступает в недостаточном количестве

Неполное открытие расход-ного вентиля мультиклапана

 

Засорение фильтрующих элементов

 

Засорение трубопроводов отложениями

 

Не работает переключатель вида топлива

 

Не полностью открыт клапан электромагнитный газовый

Полностью открыть вентиль

 

 

Очистить и промыть фильтры

 

Продуть трубопроводы

 

 

Проверить контакты переключателя

 

Отвернуть электромагнит, проверить сердечник и клапан. При необходи-

мости заменить

Поступление газа в неработающий двигатель

Негерметичен электромагнитный клапан газовый редуктора

Отвернуть электромагнит, проверить состояние клапана и седла. При необходимости бракованную деталь заменить

Ухудшение пуска двигателя

 

 

 

Пропуск газа через клапан второй ступени

 

Неисправен переключатель вида топлива

Прочистить клапан

 

 

Зачистить контакты переключателя

Неустойчивая работа на холостом ходу или остановка двигателя после пуска

Нарушение регулировки холостого хода

 

Одновременная подача двух топлив

 

 

 

 

 

Не работает переключатель вида топлива

 

 

 

Пропуск газа через клапан второй ступени

Отрегулировать холостой ход

 

Установить переключа-

тель вида топлива в требуемое положение. Проверить положение ручного привода бензинового клапана

 

Проверить контакт на клемме прерывателя. Заменить переключатель вида топлива

 

Прочистить клапан

Двигатель не развивает полной мощности

Не отрегулирован дозатор газа

 

 

 

Недостаточное поступление газа в редуктор

 

Подсос воздуха в газопроводах низкого давления

 

Загрязнен воздушный фильтр

 

Одновременная подача двух топлив

 

 

 

 

Обмерзание редуктора-испарителя

Провести регулировку дозатора газа на режимах полного открытия дроссельных заслонок

 

См. раздел «Газ не поступает в двигатель…»

 

Установить подсосы

 

 

 

Заменить воздушный фильтр

 

 

Установить переключа-

тель в требуемое положение. Проверить положение ручного привода бензинового клапана

 

Долить охлаждающую жидкость в систему охлаждения двигателя. Прогреть двигатель на бензине

Появление запаха в кабине водителя

Негерметичность газовой системы

 

Негерметичность выпускной системы

Устранить негерметич-

ность

 

Устранить неисправность

Отсутствие подачи газа и бензина в системе питания

Вышел из строя переключатель вида топлива

 

 

 

 

 

 

 

Перегорел предохранитель

Перевести рычажок на бензиновом клапане в положение  «Открыто». Заменить переключатель вида топлива.При необходимости подкачать бензонасосом бензин и запустить двигатель

 

Заменить переключатель. Заменить предохранитель